Философские концепции современного казахского романа

image

     Философские концепции современного казахского романа пронизаны идеями народной жизни, торжеством ленинских начал, возросшей политической ролью масс. Писатели усили­ли внимание к героическому в характере своего положитель­ного героя, к его масштабности.

     «Положительный герой — это цельная, крупная человече­ская личность, сложная, противоречивая, борющаяся натура, не менее героичная в наше время, чем в минувшие годы рево­люции и войн», — говорит о своем современнике, герое своих произведений Чингиз Айтматов.

     Большинство произведений казахской литературы, полу­чивших всесоюзную известность, создано в жанре романа. Но завоевания поэзии и драматургии на пути социалистиче­ского реализма становились достоянием творческих поисков прозаиков. Многие романисты были и остаются драматурга­ми, поэтами, публицистами, авторами больших литературо­ведческих исследований. Такой энциклопедизм определен не только талантом, но и закономерными условиями ускоренно­го развития молодой литературы.

     Путь развития казахского романа не был гладким, в сво­ем становлении он преодолевает трудности, общие для совет­ского романа вообще, и свои, «местные», связанные с новы­ми темами, героями, конфликтами. Еще совсем недавно круп­нейший казахский прозаик Г. Мустафин писал: «Нас не мо­жет не беспокоить отсутствие в казахской литературе круп­ных полотен на самые животрепещущие темы современно­сти… У нас все еще слишком мало крупных произведений о строителях первых пятилеток, о той подлинной революции, которую принесла с собой советская действительность в ду­ховный мир рядового скотовода».

     Умение видеть новое в жизни народа, раскрывать его исторические перспективы, постигать закономерности утверж­дения коммунистических начал в обществе — значит идти по пути глубокого осмысления проблематики и тем современ­ности.


Новосибирские острова и Приянский край